Выступление депутата Законодательного Собрания Оренбургской области В.И. Фролова на парламентских слушаниях комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам ветеранов «Проблемы и перспективы совершенствования правового статуса ветеранов военной службы».

10 июня 2008 года
Зал № 830, Государственная Дума Российской Федерации, 11 часов мск.вр.

22 августа 2004 года федеральным законом № 122-ФЗ о внесении изменений и дополнений в ряд федеральных законов, или как его прозвали «законом о метизации льгот», были внесены изменения в федеральный закон «О ветеранах» от 16 декабря 1994 года. Из закона была исключена статья 23 «Меры социальной защиты ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и суда». Подверглась изменениям статьи 5 и 6 федерального закона «О ветеранах». Фактически федеральный статус ветерана военной службы был утрачен и заменен в тексте нового закона, как: «лица, приравненные к ветеранам труда». Меры социальной защиты ветеранов труда были отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Никаких разъяснений по поводу того, кого считать «лицами, приравненными к ветеранам труда» со стороны Минздравсоцразвития не давались. Поэтому, весь 2005 год администрация Оренбургской области и главное управление по социальной политике населения области ждали каких-то: «разъяснений» и указаний, которые так и не последовали.
Однако, требования федерального закона №122-ФЗ: «о недопустимости ухудшения положения льготных категорий граждан после 1 января 2005 года», подвигло меня и ряда депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области, а затем и администрацию области к рассмотрению данного вопроса на региональном уровне и в октябре 2006 года на Законодательном Собрании области в закон Оренбургской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» (закон Оренбургской области от 20 октября 2004 года № 1523), были внесены изменения и дополнения в статьи закона, которые добавляли в текст слова: «граждан, приравненных к ветеранам труда». Это изменение позволило восстановить заслуженные льготы у ветеранов военной службы, дающих им право на получение льгот, установленных для ветеранов труда при достижении ими возраста, дающего им право на пенсию по старости, то есть с 60-летнего возраста для мужчин и с 55 летнего возраста – для женщин, бывших военнослужащих. Уже в течении 2006 года всем ветеранам военной службы, достигшим возраста по старости, по их заявительным обращениям были выданы удостоверения «Ветеран труда Оренбургской области» и они получили статус ветерана труда с набором льгот, установленных областным законом о мерах социальной поддержки ветеранов труда, принятого Законодательным Собранием области от 20 октября 2004 года № 1523, который получил новое название «О мерах социальной поддержки ветеранов труда граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». В данном законе статей 2 предусмотрены «Меры социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда». Наиболее значимы из них на территории Оренбургской области, это:
- оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений, исходя из нормы не более 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра – на семью из двух человек и 33 кв. метра – на одиноко проживающих граждан;
- оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления услуг, установленных органами местного самоуправления).
Статьей 5 данного закона установлена ежемесячная денежная выплата ветеранам труда и лиц, приравненных к ветеранам труда, которая устанавливается ежегодно законом о бюджете области на соответствующий год взамен льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, автомобильного транспорта общего пользования, пригородных междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых и т.п.), а также взамен проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения. На 2008 год эта ежемесячная денежная компенсация составляет в Оренбургской области 240 рублей, что, конечно, никак не покрывает средние расходы ветерана труда на проезд даже в общественном пассажирском транспорте. Ведь проезд в автомобильном транспорте установлен в городе Оренбурге 8 и 10 рублей (муниципальный и частный). Надо сказать, что даже в областном центре обанкрочено последнее муниципальное автотранспортное предприятие МУППА-3 и весь муниципальный автобусный парк передан в частную компанию ООО «Оренбургский автобус», которым владеет депутат городского Совета, предприниматель. Конечно, до 1 июля 2002 года в федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в статье 15 закреплялись права на предоставление льгот по 50-процентной оплате жилья и коммунальных услуг для всех членов его семьи. Теперь, данная льгота действует только в отношении ветерана военной службе, лишь для него самого и не распространяется на членов его семьи.
Перспективы совершенствования статуса ветерана военной службы, с нашей точки зрения таковы, что статья 23 должна быть восстановлена в первоначальном виде в статье 5 федерального закона «О ветеранах», статус ветерана военной службы должен быть федеральным. Ведь ясно, что гражданин России в соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации обязан осуществлять защиту Отечества, которая для него является долгом и обязанностью. Он осуществляет свой долг в соответствии с федеральным законодательством и на территории всей России на основании экстерриториального принципа призыва и несения военной службы. Так, почему уходя на пенсию по выслуге лет, здоровью или организационно-штатным мероприятиям, ветеран военной службы получает статус ветерана труда только регионального уровня. Да и его льготы распространяются только на тот субъект Российской Федерации, в котором он живет. Он потерял право пользоваться своим статусом в любом регионе, в столице – городе Москве. А это – не правильно и снижает авторитет ветерана военной службы. Ведь он служил государству, а не какому-либо региону.
Считаю, что ежемесячные денежные компенсации ветерану труда должны быть пересмотрены и заменены, либо восстановлением их в натуральном выражении, как они были до введения в действие федерального закона № 122-ФЗ, либо денежная компенсация должна позволять человеку покрывать расходы на транспорт общего пользования, междугородный автомобильный и пригородный железнодорожный. На территории Оренбургской области этот вопрос не решен и полемика о механизме решении данного вопроса просто «заморожен» на неопределенное время. Этим нарушаются права ветерана труда, так как он не имеет финансовой возможности для поездок в другие города области, даже в областную, районные больницы из сел и удаленных населенных пунктов. Тем более, что статьей 3 федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено, что «социальная защита военнослужащих граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства». В текст данного федерального закона 37 раз вносились изменения и дополнения, которые не всегда улучшали социальные гарантии и права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Самые серьезные потери и ухудшения в статусе военнослужащих, ветеранов военной службы произошли после принятия федеральных законов от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ и от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
В связи с этим, совершенствование статуса ветерана военной службы лежит в законодательном решении вопроса со стороны Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, причем финансирование статуса ветеранов военной службы должно осуществляться из федерального бюджета, а статус ветерана военной службы должен быть распространен на всей территории Российской Федерации.
Отношение государства к ветерану армии и флота и есть - зеркало отношения общества к человеку в погонах. Снижение статуса ветерана военной службы привело к потере авторитета военной службы у молодежи и «бегства» молодых офицеров из Вооруженных Сил Российской Федерации.
Честь имею!
В.И. Фролов


E-mail: frolov.dpa@mail.ru

Hosted by uCoz