28 февраля 2007 года завершились заседания областного суда по заявлению председателя комитета Оренбургского регионального отделения политической партии «Патриоты России», депутата Законодательного Собрания области В.И. Фролова к Правительству Оренбургской области по гражданскому делу № 3 – 21 07 под председательством судьи областного суда Ю.М. Имамова. В течении двух дней в областном суде рассматривался вопрос о признании недействующим пункта 13 Приложения к постановлению Правительства области от 1 февраля 2006 года № 29-п « О порядке проведения в Оренбургской области публичных мероприятий на территории объектов, являющимися памятниками истории и культуры». На заседаниях областного суда присутствовал представитель прокуратуры области в связи с рассмотрением заявления В. Фролова по оспариванию в части нормативно – правового акта Правительства области в соответствии со статьей 24 ГПК РФ. Пункт 13 Приложения к Постановлению Правительства области касался введения запрещения проведения публичных мероприятий на проезжей части улиц, в скверах, прилегающих к Дому Советов, являющихся памятником регионального значения и к площади В.И. Ленина, на территории которой расположен памятник В.И. Ленину. В связи с этим положением 22 декабря 2006 года, глава города Оренбурга вынес постановление об отказе в принятии уведомления от Оренбургского регионального отделения партии « Патриоты России» и инициативной группы граждан о проведении пикетирования у здания Дома Советов 27 декабря 2006 года, проводимого против предоставления льгот по налогу на прибыль тюменской нефтяной кампании ТНК-ВР за счет средств областного бюджета на 2007 год. Однако, пикетирование было проведено в соответствии с уведомлением. На организаторов пикетирования Аббасову Р.М. и Абдрашитова Р.Х. были составлены протоколы об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ. 18 января 2006 года мировой судья участка № 6 Ленинского района Мирончева О.К. вынесла по ним решения – дело об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. По заявлению депутата области В.И. Фролова к прокурору области А.М. Чадова о нарушении администрацией города части 2 статьи 12 федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», прокуратура Ленинского района вынесла представление главе города Оренбурга Ю.Н. Мищерякову в связи с нарушением установленного статьей 12 срока рассмотрения уведомления.
28 февраля 2007 года судья Имамов Ю.М. вынес постановление об удовлетворении заявления В.И. Фролова в полном объеме и обязал Правительство Оренбургской области отменить пункт 13 Приложения к Постановлению Правительства области, а также опубликовать решение областного суда в газете «Оренбуржье». Такую же позицию заявил на заседании областного суда представитель прокуратуры области.
Этим решением судьи Имамова Ю.М. устранено нарушение федерального закона № 54-ФЗ, имевшее место в Постановлении Правительства области. В связи с этим гражданам, политическим партиям и общественным объединениям восстановлено их конституционное право проведения митингов, собраний, демонстраций, шествий и пикетирований на территории памятников истории и культуры у здания Правительства и Законодательного Собрания области (Дома Советов) и на прилегающих к нему проезжей части улиц и скверах.
Таким образом впредь глава города Оренбурга не может принимать решения об отказе в проведении публичных мероприятий возле Дома Советов и на прилегающих к нему улицах и сквере. Решение областного суда вступает в силу с 12 марта 2007 года (через 10 дней после вынесения решения суда).

Выступление депутата В.И.Фролова на заседании областного суда

Ваша честь! Уважаемый суд!

Сегодня, Вами рассматривается мое заявление в связи с нарушением обеспечения реализации конституционного права гражданина, политической партии, общественного объединения собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Реализация этого конституционного права установлена статьей 31 Конституции Российской Федерации, статьей 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР постановлением от 22 ноября 1991 года № 1920-1, пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в которой установлено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
15 и 20 декабря 2006 года организатором публичного мероприятия, в моем лице, в форме пикетирования, были поданы уведомления главе города Оренбурга в соответствии с пунктами 1,3,4 статьи 7 федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В нарушении пунктов 1,2 статьи 12 данного федерального закона администрация города Оренбурга не проводила необходимых согласований и не вносила обоснованного предложения об изменении заявленного места проведения пикетирования организаторами публичного мероприятия, которое было определено в уведомлении – напротив здания Правительства и Законодательного Собрания области, перед входом в сквер. Менее чем за 2 суток организатору публичного мероприятия было вручено постановление главы города Оренбурга, подписанное первым заместителем главы города В.П. Тонких от 22 декабря 2006 года за № 4973-п, в котором пунктом 1 данного постановления было отказано в принятии уведомления Оренбургскому региональному отделению партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» и инициативной группы граждан о проведении 27 декабря 2006 года с 9.00 до 16.00 пикетирования в сквере напротив Дома Советов. Во втором пункте постановления организатору пикетирования было предложено провести мероприятие в сквере им. Ленина (напротив драмтеатра).
Основанием для отказа в принятии уведомления послужило, как записано в постановлении главы города, положения пункта 3 части 2 статьи 8 федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пункта 13 Приложения к Постановлению Правительства Оренбургской области от 1 февраля 2006 года № 29-п «О порядке проведения в Оренбургской области публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры».
Пункт 3 части 2 статьи 8 федерального закона № 54-ФЗ касается территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде мнения свободы. Здание Правительства и Законодательного Собрания Оренбургской области, как здания органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в данный перечень пункта 3 части 2 статьи 8 не входит. В части 2 статьи 8 федерального закона № 54-ФЗ определены места, в которых проведение публичных мероприятий запрещается. В четырех пунктах части 2 статьи 8 данного федерального закона четко перечислены места, на которых ограничено (запрещено) проведение публичных мероприятий, в том числе и пикетирования. Никаких иных ограничений в федеральном законе не предусмотрено. Вторым обоснованием в отказе принятия уведомления главой города Оренбурга является пункт 13 Приложения Постановления Правительства области от 1 февраля 2006 года № 29-п. Данное Постановление Правительства области было утверждено на основании части 3 статьи 8 федерального закона от 19 июня 2006 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В нем записано: «Порядок проведения публичного мероприятия на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего федерального закона». В части 1 статьи 8 данного федерального закона записано: «Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами».
Ввиду того, что в других федеральных законах не установлены условия запрета или ограничения проведения публичных мероприятий в отдельных местах, то в настоящее время действуют лишь запреты и ограничения, установленные частью 2 статьи 8 данного федерального закона (за исключением ограничений, установленных федеральным законом о чрезвычайном положении).
Поэтому, в Приложении к Постановлению Правительства Оренбургской области от 1 февраля 2006 года № 29-п «О порядке проведения в Оренбургской области публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры», в соответствии с частью 3 статьи 8 федерального закона № 54-ФЗ должен быть определен лишь порядок проведения публичных мероприятий на территории памятников истории и культуры, являющихся памятниками истории и культуры федерального и областного значения. Словосочетание «Порядок» по словарю Ожегова означает: «Правильное, налаженное состояние, расположение чего-то», а также: «Последовательный ход», «Правила, по которым совершается что-то».
В пункте 13 Приложения к данному постановлению Правительства области № 29-п, на основании которого, глава города запретил пикетирование в сквере у Дома Советов, записано следующее: «В целях исключения причинения вреда здоровью граждан, приглашенных для участия в публичном мероприятии его организаторами, а также недопущения создания препятствий для нормального функционирования транспорта и работы учреждений не допускается проведение публичных мероприятий на проезжей части улиц, в скверах, прилегающих к Дому Советов, являющемуся памятником регионального значения, и к площади Ленина, на территории которой расположен памятник имени В.И. Ленину».
Надо сразу сказать, что на момент утверждения Постановления Правительства области, то есть на 1февраля 2006 года, сквер у Дома Советов не входил в перечень памятников истории и культуры регионального значения. Он появился в данном перечне только 19 октября 2006 года Указом Губернатора Оренбургской области № 186-УК «Об объектах культурного наследия», в котором был определен, список выявленных объектов культурного наследия регионального значения. В этом списке под номером 9 значится: «Сквер Дома Советов, где находятся фундаменты Собора во имя иконы Казанской Божьей Матери». Очень странно, как публичное мероприятие в форме митинга, собрания, пикетирования может повлиять на сохранность данного памятника истории и культуры, находящегося глубоко под землей, и покрытого сверху асфальтом и плиткой? Видимо, у инициаторов принятия пункта 13 Приложения к Постановлению Правительства области были опасения о том, что в ходе публичного мероприятия могут начаться раскопки данного фундамента участниками пикетирования!
Исходя из логики пунктов 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 организатор публичного мероприятия взаимодействует с уполномоченным органом по охране памятников истории и культуры в лице Департамента по культуре и искусстве Оренбургской области при подготовке и организации митинга, шествия, собрания и пикетирования вблизи или на территории памятника истории и культуры. В этих пунктах расписан порядок согласования места проведения со стороны организатора публичного мероприятия с заинтересованным лицом.
Однако, в противоречие с этим Порядком в пункте 13 данного Приложения введен запрет на проведение всех публичных мероприятий на проезжей части улиц, в скверах, прилегающих к Дому Советов, являющемуся памятником регионального значения и к площади В.И. Ленина, на территории которой расположен памятник В.И. Ленину. Это прямо противоречит требованиям части 1 статьи 1, части 1,2 и 3 статьи 8 федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», входит в противоречие с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В части 1 статьи 1 федерального закона № 54-ФЗ четко определено, что «В случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации». Эти случаи определены в полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в части 2 статьи 7; части 3 статьи 8; части 4 статьи 8; части 1 статьи 11 данного федерального закона № 54-ФЗ.
Ввиду явного несоответствия положения пункта 13 Приложения Правительства Оренбургской области требованиям статьи 31, пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положениям федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также исходя из требования статьи 19 данного федерального закона «Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих права граждан на проведение публичного мероприятия», прямых противоречий пунктов 13 и 15, 13 и 1-12 между собой Приложения к Постановлению Правительства Оренбургской области.
Прошу Вас уважаемый суд - отменить полностью пункт 13 Приложения Постановлению Правительства Оренбургской области от 1 февраля 2006 года № 29-п «О порядке проведения в Оренбургской области публичных мероприятий на территории объектов, являющихся памятниками истории и культуры». Это позволит защитить конституционное право гражданина, политической партии, любой общественной организации на проведение собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования у здания Правительства и Законодательного Собрания Оренбургской области для выражения своего изъявления непосредственно перед органами государственной власти области в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, федерального закона 54-ФЗ, общепризнанных принципов и норм международного права.
Честь имею!

В.И. Фролов


E-mail: frolov.dpa@mail.ru

Hosted by uCoz